Неделя математики, физики и информатики
Калейдоскоп точных наук
Увлекательно прошел час занимательной математики «Разноцветная логика» в 5-х классах. Ребята активно искали ответы на предложенные вопросы, развивающие их воображение, пространственное мышление, логику.
Пятиклассники с удовольствием играли в такие логические игры как «Воздушные шары», «Горки», «Домики». Наибольший интерес вызвали игры «Две змеи», «Лоскутное одеяло», «Футбол», в которые я предлагаю вам сыграть.Учитель математики Ефимова Г.Н.
Разноцветная логика
Час занимательной математики
Учитель математики Ефимова Галина Николаевна
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
Цели: углубление знаний учащихся, развитие их дарований, логического мышления, заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в самостоятельную работу.
Оборудование: компьютер, презентация «Разноцветная логика» на электронном носителе, мультимедийный проектор, экран, модели круга, квадрата, треугольника, пятиугольника, куба, треугольной пирамиды, чистые листы бумаги, разноцветные карандаши.
Участники: учащиеся 5А и 5В классов.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
II. Разминка.
· Задача 1. Можно ли из прямоугольного листа фанеры длиной 6 дм и шириной 4 дм вырезать круг радиусом 3 дм, 2 дм, 1 дм?
· Задача 2. У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписями «огурцы», «помидоры», «цветы». Она посадила в эти ящики огурцы, помидоры, астры так, что все н6адписи оказались неверными. Что в каждом ящике вырастет у хозяйки?
III. Разноцветная логика на плоскости.
Перед тобой известные тебе фигуры: круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Каждая из них закрашена в свой цвет.
Круг – синий, треугольник – красный, квадрат – зеленый, пятиугольник – желтый.
На рис.1 фигуры расположены следующим образом (считая сверху вниз) круг - квадрат – треугольник – пятиугольник.
Рис.1
Каким образом расположены картинки (считая сверху вниз)?
Рис.2 Рис.3
IV. Разноцветная логика в пространстве.
Здесь изображены два известных многогранника. Треугольная пирамида и куб. У многогранников есть грани, ребра и вершины.
Вершины – это точки.
Ребра – отрезки, соединяющие эти точки (вершины).
Грани – это многоугольники.
Внимание! Пунктирными линиями в математике изображают невидимые ребра многоугольников.
Для каждого из изображенных здесь многогранников подсчитай число граней, ребер и вершин.
n А теперь проведем эксперимент: Найди для каждого многогранника сумму чисел его граней и числа вершин. Из этой суммы отними число ребер. Что получилось?
V. Логические игры.
Две змеи
На игровом поле ставят в любом месте две точки (зеленую и красную). Каждый игрок рисует в ходе игры свою ломаную, начиная из точки своего цвета. За один ход игроки проводят отрезки, равные по длине стороне клеточки, в любую сторону, но не наискосок. Отрезки не должны пересекать ни себя, ни друг друга, нельзя проводить их вдоль сторон квадрата своего цвета. Проигрывает тот, кому некуда ходить.
Лоскутное одеяло
За один ход игрок должен заштриховать одну клеточку. Надо стараться, чтобы клеточки одного цвета были как можно дальше друг от друга. В ходе игры под игровым полем ставят столько палочек, сколько заштриховано этим же карандашом соседних клеточек. Соседними считаются клеточки, имеющие общую сторону или расположенные наискосок друг от друга. Выигрывает тот, у кого палочек в конце игры окажется меньше.
Футбол
Начинают играть из точки в середине квадрата. За один ход можно провести отрезок, равный по длине трем сторонам клеточки, в любом направлении, в том числе и наискосок. Зелено-красная ломаная ни касаться, ни пересекать себя не должна. Если игроку ходить некуда, например, «Зеленый» на рис. Загнан в тупик, назначается штрафной: «Красный» проводит по прямой в любую сторону отрезок в четыре клеточки. Побеждает тот, чья ломаная достигает ворот противника.
Воздушные шары
За один ход нужно выбрать на рисунке две точки и нарисовать воздушный шар так, чтобы его веревочка начиналась в одной точке, а вторая точка оказалась внутри шара. Точка, служащая началом веревочки, не может оказаться внутри шара и наоборот, точка внутри шара не может быть началом веревочки. Из одной точки может начинаться несколько веревочек, но пересекаться и выходить за пределы квадрата веревочки не должны. Кто нарисует последний шар, тот и победил.
Галочки
За один ход нужно выбрать на рисунке две точки и нарисовать воздушный шар так, чтобы его веревочка начиналась в одной точке, а вторая точка оказалась внутри шара. Точка, служащая началом веревочки, не может оказаться внутри шара и наоборот, точка внутри шара не может быть началом веревочки. Из одной точки может начинаться несколько веревочек, но пересекаться и выходить за пределы квадрата веревочки не должны. Кто нарисует последний шар, тот и победил.
Горки
Начало игры в выделенной точке. Из этой точки начинают рисовать ломаную. За один ход обводят какую-нибудь сторону маленького треугольника. Ломаная может пересекать и касаться себя, но дважды обводить один отрезок нельзя!
Кто будет вынужден нарушить это правило, проигрывает.
Домики
За один ход нужно нарисовать в квадрате по клеточкам один домик – такой же, как заштрихованный, но повернутый в любую сторону. Домики не должны касаться друг друга!
Кто не сможет нарисовать домик, не нарушая этого правила, тот проигрывает.
VI. Подведение итогов. Награждение победителей
Презентация "Час занимательной математики"
Презентация "Звездный час компьюмена"